Бешеный ритм современной жизни, довольно непростая социальная и экономическая ситуация и в мире и в нашей стране, отсутствие полноценного отдыха накладывают отпечаток на психическое состояние и здоровье людей. Это негативно сказывается на эмоциональном здоровье не только детей, но также и взрослых. Именно взрослые в первую очередь являются мишенью всех этих факторов, что в свою очередь неминуемо отражается и на настроении, и на здоровье организма в целом, и на работоспособности.
Психотерапевты ищут новые методы лечения неврозов и лёгких психических расстройств. Относительно новым и достаточно эффективным методом коррекции психического состояния человека сейчас становится сказкотерапия.
Формы работы со сказкой чрезвычайно разнообразны, поскольку практически всё, что нас окружает, может быть описано сказочным языком.
Всем ли полезна сказкотерапия? Каким образом ее можно применять в работе со взрослыми?
Несомненно, сказкотерапия полезна всем, этот метод чрезвычайно эффективен для оказания психологической помощи как детям, так и взрослым. Есть сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых.
Самые прекрасные произведения литературы написаны именно в этом жанре — тут и «Алиса в стране чудес» Льюиса Керрола, и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта и «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, и «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери и многие многие другие гениальные произведения.
Сказка применяется во многих видах психотерапии. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь человека. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" — в таком ключе перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Один из наиболее авторитетных в этой области психологов Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева называет сказкотерапию "воспитательной системой, соответствующей духовной природе человека, метафорическим способом доступа к духовному пути человека, к его социальной реализации". Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева пишет о том, что сказкотерапия это и есть «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» , и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», а также «процесс активизации ресурсов, потенциала личности». Она видит сказкотерапию как «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», считает терапевтичным сам «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки».
Другой именитый
специалист в этой области психотерапии
сказкой А.В.Гнездилов считает предметом
сказкотерапии «процесс воспитания
Внутреннего Ребенка, развития души,
повышение уровня осознанности событий,
приобретение знаний о законах жизни и
способах социального проявления
созидательной творческой силы». Процесс
терапии он в этом контексте описывает
так - «сказкотерапия – это еще и процесс
«вспоминания» и возвращения подростку
и взрослому гармоничного
мироощущения».
Терапия сказкой –
направление практической психологии,
где клиент, при помощи опытного
специалиста, используя богатейшие
метафорические ресурсы сказки может
построить и развить свой собственный
мир. Сказочная метафора во все времена
служила средством встречи взрослого
человека (или же ребенка), с самим собой,
так как была «волшебным зеркалом» не
только реального мира, но и своего
собственного, скрытого, порой еще не до
конца осознанного внутреннего мира.
Сказкотерапия направлена на
развитие самосознания человека, на
обеспечение его контакта в равной мере
как с окружающими, так и с самим собой.
Человеку никуда не уйти от своей
социальной природы, от жизненной
потребности взаимодействовать с другими
людьми. Сказочная метафора в силу
присущих ей особых свойств оказывается
неоценимым ресурсом для построения
взаимопонимания между людьми.
Нам всем не всегда просто четко сформулировать свои проблемы, цели, к которым мы стремимся, задачи, которые мы готовы решать. Сказка поможет нам и в этом. Клиент и психолог, вместе анализируя индивидуальную реакцию клиента на события сказки, на поведение и чувства героев, могут сделать очень полезные выводы, найти пути решения собственных проблем клиента. Чрезвычайно полезно и эффективно бывает написание своей собственной сказки.
Использование сказкотерапии совместимо с другими психотерапевтическими методами, и будет полезно для решения многих психологических проблем.